Однажды я спросила у одного успешного предпринимателя: «Как вы думаете, почему считается, что женщинам лучше удаются переговоры?». Он ответил: «От женщины обычно ждут, что она либо глупая, либо мягкая. В первом случае мы надеемся ее подцепить на простейший комплимент, а во втором – продавить. Но если вдруг она проявляет себя с неожиданной стороны, то нам бывает сложно перестроиться».
Этот ответ заставил меня разобраться в вопросе более подробно.
Стереотипы
Многие вещи люди склонны рассматривать через призму гендерных различий. В этом поле цветет множество стереотипов.
Считается, что женщины более мягкие, эмоциональные и менее сообразительные существа. С так называемой «женской логикой» – логикой, которой на самом деле нет. А мужчины – более рациональные, интеллектуальные и целеустремленные.
Но любые стереотипы – это лишь обобщения. И среди мужчин, и среди женщин есть как успешные, так и плохие переговорщики. История знает примеры и мягких податливых мужчин, и идущих напролом женщин.
Однако те, кто профессионально изучает искусство переговоров, находят именно в женщинах качества, которые необходимы успешному переговорщику. Почему?
Что говорит наука
Группа ученых из университета Пенсильвании (США) в 2013 году установила, что системы обработки информации в мужском и женском мозге отличаются. Они исследовали около тысячи испытуемых[1], и доказали, что женский мозг более специализирован на связях между полушариями, а мужской – на связях внутри полушарий.
С учетом того, что полушария головного мозга имеют функциональные различия, это означает, что женщины способны легче сочетать аналитические и интуитивные механизмы. Мужчины же более сфокусированы на достижении конкретной цели. Кроме того, они имеют значительное преимущество в пространственной ориентации, логике и координации действий.
Что такое переговоры
Переговоры — это процесс коммуникации между сторонами для достижения конкретных деловых целей, при котором каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.
Важно держать в фокусе цель и не позволять уводить в сторону. При этом гибко менять стратегии и влиять на участников переговоров.
Главное не превращать процесс в армреслинг, устраивать противоборство и продавливание позиций друг друга. Переговоры – более интеллектуальный и тонкий процесс. И в нем пригодятся качества, которые во многом свойственны женщинам.
Многозадачность
Для успешного ведения переговоров надо уметь наблюдать, слушать и быстро обрабатывать информацию. Поэтому хороший переговорщик мало говорит и много слушает. А поскольку в процессе коммуникации большую роль играет не только речь, но и невербальная составляющая, то здесь больших успехов могут достигать именно женщины. Ведь в силу природной способности им легче одновременно использовать как аналитический, так и интуитивный канал.
Так же женщины более чувствительны к эмоциональному фону, лучше различают интонационные оттенки. Они лучше понимают истинные потребности и интересы оппонента. Поэтому благодаря бессознательной подстройке к собеседнику, они интуитивно способны находить точку влияния на ход переговоров.
Гибкость
Всегда были и будут случаи, когда в ходе переговоров ситуация меняется резко и кардинально. Готовность управлять процессом в условиях неопределенности и гибко менять стратегии – это важное условие успеха.
Именно поэтому переговорщику важно помнить об основной цели, но уметь менять способы ее достижения. Из-за того, что женщины легче сочетают логическую и творческую составляющую, они часто находят нестандартные варианты решений. .
Кроме того, они ориентированы на сотрудничество и сглаживание острых углов. Это позволяет им легче управлять возникающими в процессе переговоров противоречиями.
Терпение
Редко грубый и агрессивный подход приводит к хорошему результату. Для результативного ведения переговоров нужно уметь держать паузу и занимать выжидательную позицию.
Здесь терпение – это не столько способность наступить на горло своим интересам, сколько умение расслабиться и на время отступить.
Конечно, во многом это зависит от особенностей характера и темперамента. Однако в обществе сложилась модель поведения, при которой мужчина больше ориентирован на быстрый результат, а женщина – на более «долгие и серьезные отношения».
Женские штучки
Поскольку женщин традиционно воспринимают как слабый пол, это открывает для них дополнительные перспективы.
Они получают возможность использовать такие инструменты, как эффектная внешность и различные эмоциональные тактики.
Кроме того, часто срабатывает мужской стереотип: мужчине стыдно проиграть женщине, а победить ее позорно. Поэтому, воздействуя на сильную сторону из позиции слабости, она бессознательно может склонять оппонента к выгодным для себя решениям.
Цель
Стратегия, как правило, выстраивается в зависимости от цели переговоров.
Бизнес – это не столько дело, сколько взаимоотношения. И чем они крепче, тем устойчивее бизнес. Иногда важно пойти на уступки в моменте, чтобы построить долговременные партнерские отношения, которые откроют дальнейшие перспективы.
Поэтому если задача достичь четкого, конкретного и быстрого результата (сбить цену и завершить сделку), то мужчинам это сделать легче.
Но если цель – наладить долговременное сотрудничество и договориться по глобальным вопросам, то лучше это поручать женщинам, поскольку они больше ориентированы на отношения.
В наше время представители бизнеса чаще ценят именно долгосрочные отношения, которые будут предсказуемы, и стабильно положительно влиять на развитие бизнеса.
Поэтому у женщин есть шанс на деле реализовать свой потенциал и заявить о себе, как об успешных переговорщиках!
[1] М. Ингалаликар, А. Смит, Д. Паркер, Т. Саттервайт, М. Эллиотт и другие. В исследовании приняли участие 949 человек (428 мужчин и 521 женщин)
Статья написана для журнала Forbes Woman
опубликована 07.05.2018 года