Выбор профессии. Авторская методикаЧасто родители, приводя своего подростка на профориентационную диагностику, надеются, что специалист нажмет на волшебную кнопку, предложит ребенку несколько тестов и в результате скажет, куда же ему поступать. Ждут список профессий, в которых их сын или дочь окажутся наиболее успешными. И желательно, чтобы эти профессии были престижными, востребованными в обществе, и ими можно было гордиться.

Важно помнить, что тот, кто ищет волшебников, зачастую находит сказочников.

При выработке рекомендаций  хороший специалист всегда учитывает множество характеристик, факторов и тенденций развития.
Для родителей на первом месте стоит вопрос выбора профессии, а для подростка — вопрос самоопределения. Казалось бы, близкие понятия, однако именно здесь и кроется конфликт.

С чего начать выбор профессии

Выбор профессии невозможен без ответа на вопрос «Кто я?». И большую часть энергии подросток направляет на поддержание социальных контактов, с помощью которых пытается решить этот вопрос, а оставшуюся – на борьбу с родителями.
Родители же большую часть энергии тратят на борьбу со своим подростком, а оставшуюся – на выбор его направления развития.
При этом забывают главное: чтобы понять, в каком направлении развиваться, надо видеть, в какой точке ты сейчас находишься. А как ее определить, если ребенок смотрит по сторонам, а родители в будущее?

Именно поэтому фокус внимания специалиста, проводящего профессиональную диагностику, должен быть сосредоточен сразу на нескольких аспектах:
— установлении контакта с ребенком, создание атмосферы доверия и безопасности;
— наблюдении за поведением подростка, калибровке его состояния и считывании внешних проявлений внутреннего мира;
— подборе разнообразных тестовых методик, направленных на диагностику его способностей, личностной и мотивационной сферы;
— создании условий, при которых подросток раскроет свои способности наилучшим образом: это могут быть тренинги, деловые, ролевые и трансформационные игры, работа с проективными техниками.

Родителям важно учитывать следующее:
— ни в коем случае не навязывать подростку необходимость профессиональной диагностики. Человек сам должен захотеть открыть новое о себе самом. И выбор профессии — это в конечном счете, ответственность его самого;
— обратите свое внимание на ребенка здесь и сейчас, оставив на время мысли о будущем и планы на десятиления вперед. Если вы очень торопитесь, возьмите паузу!
— не берите на себя 100% ответственности за выбор своего ребенка. Чем больше вы берете на себя, тем меньше подростку остается, и тем дольше будет проходить процесс поиска себя.

©Марина Фомина

One Response

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *