Чем занимается конфликтолог и что требуется от тех, кто хочет посвятить жизнь урегулированию чужих споров? Об этом Rjob рассказала Марина Фомина, консультант по профессиональной диагностике и управлению конфликтами, конфликтолог-эксперт и бизнес-тренер.
Чем занимается конфликтолог?
Когда мы говорим «конфликтолог», подразумеваем несколько вариантов для этой профессии.
Это может быть академический конфликтолог – теоретик, занимающийся изучением понятия конфликта, его сути, исследует его проявления и влияние на жизнь общества.
Это может быть конфликтолог-практик – человек, чьи компетенции позволяют ему эффективно управлять процессом конфликта. Этот специалист способен справиться с любыми типами конфликтов: от межличностных до социальных и политических.
Часто конфликтолог выполняет роль посредника между вступившими в противоборство сторонами. Это некий дипломат, который, учитывая интересы каждой стороны, способен урегулировать конфликт и вывести стороны к его разрешению.
Какое нужно образование для этого?
Конфликтология – молодая наука. Это междисциплинарная область знаний. И сейчас уже невозможно сказать, какая из наук послужила отправной точкой для формирования этой отрасли.
Для философов и исследователей всегда был велик соблазн посмотреть с единой точки зрения на все виды конфликтов. Однако до настоящего времени единой теории конфликта не существует.
Считается, что конфликтология возникла на стыке социологии, психологии и политологии. Сейчас в ВУЗах есть отдельная специальность – конфликтология. И в разных учебных заведених этих специалистов готовят на разных факультетах: управления, психологии, социологии. Поскольку наука молодая и междисциплинарная, то и жестких правил здесь нет.
Можно ли перепрофилироваться на конфликтолога и из какой специальности это легче всего сделать?
Перепрофилироваться, конечно, можно. И вот тут на первый план выходит вопрос: а чем, собственно человек хочет заниматься в этом широко поле.
Как мы уже говорили, в конфликтологию можно прийти из социологии, политологии, психологии, юриспруденции, педагогики, менеджмента.
Из какой бы области человек не пришел, можно предположить, что его специализация будет, так или иначе, связана с его базовой основной специальностью.
Пройдя переподготовку, социолог, с высокой долей вероятности, будет заниматься социальными конфликтами, изучать и организовывать социальные взаимодействия между людьми.
Юрист найдет себя в урегулировании правовых вопросов, досудебном решении споров, медиации.
Психолог продолжит работать с людьми и сфокусируется на межличностных и внутриличностных конфликтах, их влиянии на психику человека и способах корректировки.
Управленец пойдет в HR-сектор и будет урегулировать конфликты, возникающие в организациях на различных уровнях управления.
Полученные при обучении знания достаточны – или конфликтолог должен постоянно проходить тренинги, повышения квалификации и читать новую литературу?
Честный ответ на этот вопрос, скорее всего, приведет к полемике о качестве российского высшего образования. Выходя из стен ВУЗа, выпускник вооружен знаниями и дипломом. Но как показывает практика, жизнь шире, ярче и глубже, чем академические представления о ней.
Поэтому повышать свою квалификацию конфликтологу обязательно. Как, собственно, и любому другому специалисту, который стремится к профессионализму.
За несколько веков, которые человечество практикует конфликтные взаимодействия, а это не много ни мало, не одно тысячелетие, на эту тему написано огромное количество книг. И жизни не хватит, чтобы их прочесть.
И здесь, как и в любой другой сфере, чем больше ты узнаешь, тем больше кажется, что знаний недостаточно. Это гора, у которой нет вершины.
И здесь важно продолжать изучение смежных областей, ведь именно на стыке и открываются новые смыслы и рождается основная красота.
Кроме того, поскольку конфликтолог работает с людьми, ему самому имеет смысл расширять перечень не только своих компетенций, но и умений и навыков. Тренинги в этом смысле весьма полезны, поскольку именно там можно заложить основы новых навыков и потренировать имеющиеся. Разумеется, если это профессиональные тренинги, а не модные сейчас «танцы с бубнами».
Какими чертами характера и умениями должен обладать конфликтолог – а что ему, наоборот, будет мешать или категорически противопоказано при этой работе?
Отмечу некоторые качества, необходимые конфликтологу:
Стрессоустойчивость. Это важно, поскольку конфликты часто сопровождаются повышенной энергией обеих сторон, негативными эмоциями, которые так или иначе очень заразительны. Кроме того, в борьбе за свои интересы стороны часто давят не только друг на друга, но и на посредника. В этом смысле конфликтолог должен быть стойким.
Знание особенностей и закономерностей конфликта. В различных видах конфликтах всегда есть ключевые точки, по которым он протекает и, воздействуя на них, можно урегулировать конфликт. Хороший конфликтолог способен прогнозировать развитие событий и быть в этом смысле проактивным.
Системное мышление. Конфликт – это всегда система. А система не равна сумме ее элементов. Здесь очень важно понимать закономерности функционирования систем, взаимосвязей ее элементов, уметь анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Очень важно развивать навыки наблюдения и слушания. Хороший специалист способен отслеживать одновременно большое количество каналов поступления информации: то, что он видит, слышит, чувствует.
У конфликтолога должны быть развиты навыки ведения переговоров. Он должен точно, быстро и емко уметь формулировать и доносить свои мысли, держа в фокусе внимания конечную цель взаимодействия. Эти навыки успешно тренируются, но, разумеется не за один день.
Излишняя эмпатия может, скорее, помешать работе. Важно не «проваливаться» в чужую конфликтную ситуацию, не становиться на чью-либо сторону. Умение смотреть на ситуацию с позиции уверенного компетентного наблюдателя и держать в фокусе внимания конечную цель, к которой необходимо привести – это самый лучший вариант.
Что самое сложное в этой работе?
Самое сложное, наверное, уметь совместить в себе весь вышеперечисленных набор компетенций и навыков. Это приходит с опытом и нарабатывается годами.
На первых порах специалисту самым сложным будет именно это: держать в фокусе внимания множество различных каналов информации и оставаться при этом «пустым», то есть не вбирать в себя эмоции и интересы сторон, оставаясь в нейтральной позиции.
Какие существуют мифы и стереотипы о работе конфликтолога и самих конфликтологах? Что из этого ложно, а что истинно?
Главный миф, что конфликтолог должен всегда и при любых обстоятельствах избегать конфликтов. Это очень распространенные мнение: «Ты ж конфликтолог!». Однако, профессионалы знают, что конфликт – это мощный инструмент. С его помощью можно вывести ситуацию на новый уровень развития. И, порой, конфликт – это единственный способ сделать это.
На самом деле конфликтолог должен уметь управлять конфликтом. Хороший конфликтолог знает принципы течения конфликтов и обладает системным мышлением. Он знает, что конфликт играет важную роль. И бывают ситуации, когда конфликт не только вреден, но и полезен. Кроме того, он способен запустить управляемый конфликт там, где это необходимо.
Еще есть миф о том, что для успешного управления конфликтом необходимо знать их классификацию и типологию людей. Это очень частое заблуждение, поддерживаемое именно академическими конфликтологами, которые погружены в исследование процесса. Как мы знаем, фокус на процессе часто далек от результата. Вот ты знаешь 25 видов конфликтов и 16 типов личностей, и что? Знание процесса далеко не равно умению управлять этим процессом. Когда автомобиль заносит на скользкой дороге, вряд ли водитель будет вспомнить виды гололеда. Ему в этой ситуации понадобятся навыки, доведенные до автоматизма и умение видеть ключевые точки.
Разумеется, теория конфликта необходима! Но не для самого факта ее изучения. А для формирования эффективных поведенческих стратегий, внедрение их в жизнь современного общества.
Где чаще всего требуются конфликтологи – есть ли такая вакансия в штате организаций, или можно заниматься частной практикой?
Кризис – время, когда напряжение в компании усиливается, а сотрудники становятся нервными и беспокойными. Обостряется борьба за ресурсы, клиентов, бюджеты. Скрытые конфликты в коллективе переходят в активную стадию и начинают проявляться.
Поэтому конфликтологи востребованы практически во всех областях, где есть люди, и где сталкиваются их интересы. Например, в менеджменте, юриспруденции, дипломатии, коммерческой деятельности, социальных учреждениях.
Все больше интереса это направление вызывает на государственной службе и в силовых структурах.
Я вижу перспективы внедрения конфликтологии в педагогику. Идея формирования культуры управления конфликтом у молодежи имеет, на мой взгляд, большое будущее.
Собственно, хороший конфликтолог способен вести и свою частную практику. Опять же, специализация этой практики может быть весьма разнообразна.