Кто вами управляет и откуда конфликт

На просторах Facebook недавно развернулся очередной конфликт вокруг фразы «НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН».
Взрослые образованные дяди и тети отстаивали на виртуальных баррикадах свою точку зрения.
Сейчас речь пойдет не о них, а о самой фразе.Только о фразе и ее структуре.

Вы замечали, что эта фраза сама по себе не простая? В ней изначально зашита ошибка размером со слона. И не одна.
Но участники битвы это не замечают.
Одни говорят, что важно проникнуться чувством долга. Другие возражают, дескать, сколько можно уже про долг, мы хотим про радость жизни!
И расселись по обе стороны и забрасывают друг дружку аргументами и примерами личного опыта.
Поэтому и у одних, и у других куча единомышленников, травмированных этой фразой. Но мы-то знаем, что именно крайние полярности и рождают самые лютые войны.
Поэтому давайте разберемся без эмоций.

Сначала доведем до абсурда.

Если есть мнение, что «никто никому ничего не должен», то логично предположить, что для кого-то верно и противоположное: «все всем все должны». Чувствуете натяжку? При отражении этой фразы становятся видны ее слабые места, которые и делают ее очень сильной. Такой сильной, что вокруг нее немало народу полегло.
Знаете, что придает силы этой фразе? Обобщения. В них разные люди вкладывают разные смыслы. А смыслы – такая штука, которая как бы есть, но скрыта от глаз посторонних.
Ведь, бывает так, что смыслы стремятся выпрыгнуть из человека наружу и замутить какой-нибудь конфликт.

В нейролингвистике есть понятие метамодели. Понятие сложное, с многообразными проявлениями. Но если в двух словах, то оно о прояснении и уточнении смыслов. Оно как прожектор высвечивает смысловые ошибки и распаковывает их. Глядя на эту фразу с точки зрения метамодели понимаешь, чем именно фраза нехороша.

Что обобщаем?

Во-первых, здесь очень высокая степень обобщения: «Никто, Никому, Ничего». В метамодели это называется «генерализация». Люди в своем опыте часто обобщают информацию, и это очень важная энергосберегающая функция мозга, чтобы не приходилось каждый раз думать об исключениях и особенностях. Много времени бы на это уходило. Однако часто необходимо быть конкретным, и если этого не сделать, то можно очень сильно запутать свое мышление и наделать выводов, которые и не предполагались изначально.
Если человек это понимает, и готов допускать исключения и конкретизировать информацию, то его мышление становится более реалистичным. Иначе в одну кучу смешиваются разные части опыта и за лесом уже не видны деревья.
Кроме того, чем больше в речи, обращенной к вам, обобщений, тем больше ваш шанс поддаться внушению со  стороны, и стать управляемой марионеткой в чужих руках.
Заметьте, здесь в одной фразе целых три случая генерализации. Для трезвого анализа и одного много. О какой чистоте мышления может идти речь?
Поэтому хочется сразу задать вопросы: «Ни один из семи миллиардов жителей Земли не должен ни одному человеку на планете ни одной вещи, услуги или копеечки? А ваш начальник, не заплативший вам зарплату? И друг, не вернувший вам мотоцикл, который взял покататься?»…
Да, утрирую! Но это повод подумать.

Красная тряпка для быка.

Дополнительную силу этой фразе придает слово «Должен», которое само по себе тоже является непростым. Оно не только обобщает опыт, но и устанавливает негласные правила. Это слово не способно убедительно мотивировать человека и существенно ограничивает его активность, поскольку содержит в себе большую долю принуждения и упрека.
И именно это слово во фразе играет роль красной тряпки для быка. Именно на этот скрытый упрек реагируют те люди, которые травмированы подобным принуждением. Это слово – триггер, запускающий активный протест. И чем активнее протест, тем больше вероятность предположить у этого человека внутренний конфликт в активной фазе.
Они уже не видят огромных обобщений, они бьются за виртуальное право не быть должными или право к принуждению должников.

Где конфликт на самом деле?

В транзактном анализе Э. Берна внутри личности человека выделяют три важнейшие части: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Функция внутреннего РОДИТЕЛЯ – мораль и традиции: «Ты ДОЛЖЕН делать так! Это правильно!»
Внутренний РЕБЕНОК несет творчество и радость жизни: «О! Классно! Я хочу!»
Внутренний ВЗРОСЛЫЙ отвечает за реалистичный анализ, состояние здесь и сейчас и гибкость стратегий: «Это имеет смысл! Живу в моменте!».
Знакома ситуация, при которой внутренний Родитель давит на внутреннего Ребенка и принуждает его к послушанию? При этом Взрослый вытеснен и практически не участвует в этой истории.
И человек мечется из крайности в крайность: из состояния «Должен/не должен» в состояние «Хочу/не хочу». И совершенно не задается вопросами смысла и не допускает исключений.
Конфликт внутри этого тандема бесконечен, как разбор атома.
И выплескивается наружу он именно в ожесточенных спорах на баррикадах за правое дело. Это отличный маркер для диагностики внутреннего состояния человека.

Ведь человек ВСЕГДА говорит о себе. Даже когда молчит.

Вернемся к самой фразе.

Теперь вы видите, что фраза сама по себе ошибочна. Ошибка в каждом слове.
Но она управляет поведением взрослых образованных людей.

Какой смысл серьезно тратить энергию на доказательства своей точки зрения, если предмет спора не предполагает точности?
Поле битвы далеко от реальности, оно разворачивается внутри каждого участника.
Именно внутри запускается борьба Родителя и Ребенка, и она не предполагает win-win. Здесь все или ничего, третьего не дано! Гибкости мышления не предполагается. Ей здесь нет места.
Исключая из этой триады Взрослого с оценкой возможностей и реалистичным анализом ситуации, люди организуют внутри себя вечный конфликт.

Мне остается только догадываться, что имел в виду автор фразы.
Может быть лично свой моральный долг перед кем-то?
Возможно стремление жить из внутренних побуждений, а не внешних принуждений?
Возможно он намекал на тщетность напрасных ожиданий?
Или воспевал свободу личности выбирать степень своей ответственности?
А быть может, основная идея, что люди не обязаны проживать чужую жизнь?
Я не знаю.

Могу предположить аналог : “МЫ САМИ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ”
В любом случае думаю, что смысл, задуманный автором, как раз и касается Взрослой части человека. Той части, которая готова взять ответственность за проживание своей жизни.
Но на выходе разворачивается борьбе без привлечения трезвого третьего.

Поэтому представьте, что никакой баррикады попросту нет. И вы, как взрослый человек, допускаете, что История знает разные случаи и про долг, и про ожидания, и про возможности.

Что же делать?

1. Наблюдайте. Обретение внутреннего баланса начинается с наблюдения. Безоценочное наблюдение – это функция еще одной, более мудрой и глубинной нашей части. Именно через нее внутренний Взрослый получает информацию для реального анализа и выводов. И если нет наблюдения, то и взрослых выводов тоже нет.

2. Подумайте о том, как часто вы обобщаете подобным образом информацию? К каким ситуациям это приводит? Это вас устраивает?

3. Оцените, насколько вас лично цепляет это родительское слово «Должен»? Подумайте, какие отношения у вас с вашими родителями? Есть ли неразрешенный конфликт и обиды?

4. Проясняйте смыслы сообщений, которые вы получаете. Доброжелательно и корректно задавайте уточняющие вопросы. Вы узнаете много нового!

Но для начала, когда вы зададитесь вопросом: «По какую сторону баррикады я нахожусь?», попробуйте допустить, что никакой баррикады в реальности нет.
Но для этого имеет смысл по-взрослому увидеть реальность!

Иначе действительно можно стать очень управляемым и внушаемым!

© Марина Фомина 2017